Главная >> Cabinet >> Лекция 4. Практическая работа: остановка крови и лечение ран

Лекция 4. Практическая работа: остановка крови и лечение ран

Первую же встречу со студентами Джеральд решил нацелить на практику. По опыту своей учёбы он мог сказать, что от огромного количества теории ты либо уснёшь, либо нахватаешься кое-каких энциклопедических знаний. И то при условии, если ты раскрыл глаза и уши, стараясь хоть что-то запомнить. А вот практических навыков, без которых колдомедицина не имеет смысла, это не даёт. Поэтому он решил дать юным волшебникам возможность попробовать свои силы. Между долгим рассказом о целительских постулатах или шансом сделать что-то своими руками ребята однозначно выберут второе.

Колдомедик пришёл задолго до студентов. Ещё раз проверил старый проектор, поймал себя на мысли, как должен был ругаться на эту маггловскую штуку Эмиль Верес, и припрятал под стол птичью клетку, накрытую тканью. Внутри кто-то копошился и издавал звуки, мало похожие на птичьи.

Перед началом занятия стали собираться ученики. Пришли - и ничего не поняли: вместо уже привычного им мистера Вереса их ждёт какой-то другой, незнакомый волшебник в целительской мантии. О’Хэнлон стал с интересом наблюдать за их реакцией. Кто-то не стал долго удивляться, кто-то выглядел растерянным. Запыхавшийся паренёк подумал, что ошибся кабинетом, и даже выскочил в коридор, чтобы проверить номер на двери. 

Две ученицы с нашивкой Рейвенкло на мантиях удивлённо переглянулись, одна подтолкнула другую под локоть, и обе тихо захихикали.

Наконец почти весь класс заполнился. Последней влетела темноволосая гриффиндорка, торопливо извинилась и прошмыгнула к своей парте.

- Приветствую всех, - начал колдомедик, краем глаза наблюдая, как опоздавшая студентка нерешительно замялась около парты. Похоже, она решила, что заблудилась, то и дело переводя вопросительный взгляд со своих одногруппников на новое, незнакомое лицо. - Нет, мисс, вы не ошиблись кабинетом, всё в порядке. Можете смело занимать свои места, а я пока начну отвечать на вопросы, которые у вас появились. А вы потом сможете задать остальные, если я что-то упущу. Договорились?

Гриффиндорка успокоенно кивнула и уселась на своё место, с торопливым шуршанием доставая конспект из сумки. Джеральд тем временем продолжил, стараясь дать краткие и доступные ответы:

- Мистер Верес временно находится в отпуске. Пока он вернётся, ближайшее время нам с вами предстоит провести вместе. Поэтому начнём со знакомства. Меня зовут Джеральд О’Хэнлон. Я работаю в больнице Святого Мунго, в отделе отравлений растениями и зельями. Ни для кого не секрет, что профессора в больницах не работают - так что обращайтесь ко мне просто по фамилии. 

Несколько пар любопытных глаз изучающе уставились на доску с новым именем и на самого не-профессора О’Хэнлона, пытаясь понять, что им обещают такие перемены. Волшебник заметил, что паренёк с первой парты уже раскрыл тетрадь, начиная что-то строчить, и жестом остановил его:

- Да не так быстро, ребята, мы ещё даже не начали! И да, обещаю, сегодня много писать не придётся. Мистер Верес уже успел достаточно познакомить вас с теорией, так что сейчас самое время перейти к практике.

Аудитория сразу же загудела и оживилась.

- Но для начала посмотрим, кто на прошлом занятии спал, а кто всё-таки слушал мистера Вереса. Вы уже знакомы с постулатами колдомедицины? Давайте вспомним третий из них.

- Тело неприкосновенно, - саркастически забубнил рейвенкловец с первой парты. - Мы не магглы, мы не режем…

- Это первый, - напомнил Джеральд. - А нас интересует третий.

- Прежде чем дать лекарство, убедитесь, что это самый оптимальный вариант, - скороговоркой сообщила опоздавшая гриффиндорка, дошуршав до нужной записи в конспекте.

- Прекрасно, мисс…

- Келли Моррис, профе… сэр, - девушка виновато осеклась, вспомнив об уточнении.

Сэ-эр… Мерлинова борода, когда здесь наконец отменят эту чопорную приставку?

Волшебник ободряюще улыбнулся.

- Всё верно, мисс Келли. И это важное правило касается не только лекарств, но и магии, которую мы применяем к больному. Давайте представим, что у нас есть пострадавший студент - скажем, с глубокой резаной раной на руке. Вот вы, например, как бы поступили первым делом?

О’Хэнлон обратился уже напрямую к парочке смешливых студенток. Обе смущённо прикусили языки, не зная не только ответа, но и вопроса, который не расслышали.

- Я бы промыла рану… Агуаменти, - предложила ученица в пчелином галстуке.

- Как вас зовут?

- Мэган Джонс, сэр.

- Мисс Джонс, а вы уверены, что в ране нет никаких сюрпризов - например, осколков стекла?

Хаффлпаффка смущённо прижала кулак ко рту. Тут снова вызвался студент с первой парты:

- Сначала рану нужно очистить!

- Сначала, ребята, рану нужно осмотреть, и желательно в оба глаза, - подвёл итог Джеральд и коснулся палочкой проектора. Кто-то развеселился, но тут же затих - на доске появилось изображение посиневшей кисти руки. 

- Давайте попробуем рассмотреть вот такого больного. Первое, что мы видим - с рукой что-то не то. С чего начнём?

- С осмотра!

- Хорошо, осматриваем руку. Никаких внешних повреждений - укусов, царапин, ожогов - не видим. Что дальше?
- Спросим, что он делал!
- Отличная мысль, - одобрил колдомедик, - если больной в сознании. А если нет, тогда как? 

- Тогда спросим у тех, кто с ним был, - похоже, одна из весёлых студенток решила реабилитироваться и включиться в работу.

- Тоже неплохо. А если вообще никто не знает?

В первый раз за прошедшее время повисло молчание. Студенты задумались. Наконец руку поднял светловолосый слизеринец:

- Наш семейный колдомедик применяет чары, когда сразу не может сказать, что случилось.

- Вот мы и подобрались к главному, - улыбнулся Джеральд. - Пять баллов Слизерину за правильный ответ. Там, где нельзя точно определить по внешним признакам, на помощь приходит магия. Мы можем подумать, что наш больной просто сунул руку в заросли тентакулы, и лечить его от аллергии - и при этом упустить настоящую причину, которой может оказаться тёмная магия.

О’Хэнлон переправил мел к доске, и тот быстро нацарапал нужные слова, схематически распределив их по обе стороны от центральной надписи.

- Как вы уже догадались, сегодня мы рассмотрим магию, которой пользуются колдомедики. Условно можно разделить её на два вида - диагностические чары и целительная магия. То, что назвал нам мистер…

- Брок, сэр, - уточнил слизеринец.

- … мистер Брок - это пример диагностических чар. Они позволяют определить характер заболевания, помогают увидеть внутренние повреждения, указывают на воздействие тёмной магии. Существует несколько таких заклинаний...

- Мистер О’Хэнлон, - одна из смешливых студенток взметнула руку вверх, - так мы сегодня тоже будем их изучать?

- Только если кто-то из вас знает строение человеческого тела с закрытыми глазами, - колдомедик подчеркнул каждое слово и внимательно обвёл аудиторию взглядом. 

- А что, так можно? - рассеянно переспросил кто-то из молчавших ранее студентов.

- Только так и можно, если вы решите связать свою жизнь с колдомедициной. Скажем так, без этого важного условия вам не выдадут диплом колдомедика после стажировки. Целителю нельзя не знать, как устроен человек, что происходит внутри него - без этого вы не определите, как лечить больного и чем может грозить для него неправильное лечение.

Студенты попытались переварить новую информацию. Одни озадаченно посмотрели на доску, другие не менее озадаченно зашумели. Джеральд жестом призвал всех обратить внимание на надпись “Диагностические чары”:

- Все, кто не сбежит после этого занятия и будет продолжать обучение, уже на шестом-седьмом курсе столкнётся с такими чарами. Для практического изучения - это магия продвинутого уровня, но для понимания нам важно знать о ней уже сейчас.

Кто-то засмеялся, кто-то не на шутку задумался.

- А что тогда можно делать прямо сейчас?

- Прямо сейчас - для начала лучше записать то, что вы видите, - волшебник жестом указал на доску. - Но раз у нас с вами сегодня практическое занятие, то само собой, будет и магия, которой можно пользоваться.

- Целительная?

- Именно так, мисс Джонс. А пока вы пишете, вспомните, какую целительскую помощь вы уже умеете оказывать. Даю подсказку - кое-чему вас научили ещё на первом курсе.

- О, точно! Зелье для излечения фурункулов!

- Отлично, мисс Келли, десять баллов Гриффиндору.

- А ещё бубонтюбер, и мандрагоры, и… Только мы не знаем, как всё это готовить, - на одном дыхании выпалила гриффиндорка.

- Ещё узнаете, - пообещал колдомедик. - А теперь отложите конспекты, приступим к практике.

Джеральд извлёк из-под стола большую клетку, накрытую тканью, и поставил её на стол  перед студентами. Под тканью оказалась самая настоящая живая пикси. Группа сразу  загудела, несколько голосов приглушённо захихикали. Волшебник поднял руку, жестом  прекращая шум.

 - Итак, у кого какие идеи? Зачем нам нужна пикси? 

 - Если её выпустить, через пять минут половине из нас понадобится помощь, - ввернул  курчавый шутник с двумя значками на груди - Хаффлпафф и “Паддлмир Юнайтед”. И на  всякий случай добавил: - Вэйн Хопкинс, сэр.

 - Не то, мистер Хопкинс,- О’Хэнлон не удержался от улыбки, - не в ту сторону думаете.  Помощь мы как раз будем оказывать самой пикси. Но вопрос всё тот же - почему  пикси? Почему не проще взять, скажем, флоббер-червя?

 - Потому что пикси похожа на человека! - внезапно отозвалась тихая студентка у самого   окна. 
- Именно так! Мисс…

- Дэвис. Трейси Дэвис, сэр.

- Ещё пять баллов Слизерину. Всё верно, строение тела пикси во многом похоже на человеческое. Поэтому она отлично подходит, чтобы изучать и отрабатывать на ней одни из самых простых медицинских чар.

Часть группы забеспокоилась, и волшебник это заметил.

- На всякий случай напомню, что у нас здесь курсы колдомедицины, а не камера пыток, поэтому ни одно живое существо не пострадает.

 

Пикси вцепилась пальцами за прутья клетки и принялась корчить студентам забавные рожицы. Джеральд направил на неё волшебную палочку.

- СоппОро!

Ученики дружно охнули и затихли: существо сейчас же обмякло и опустилось на дно клетки. О’Хэнлон открыл дверцу и переложил тельце спящей пикси на стол.

- Это сонные чары, ничего страшного. Кстати, под ними проводится большинство оперативных действий. Нашей пикси не грозит ничего сверхсложного, но с ней всё-таки лучше работать, когда она спит.

Студенты немного успокоились, наблюдая, что будет дальше.

- ЭнгОргио!

Пикси увеличилась до размеров домового эльфа. И тогда Джеральд укрыл её до пояса тканью с клетки, после чего открыл футляр с набором инструментов. Как только в его руке появился шерф, класс наполнился шёпотом - этот предмет был уже знаком ученикам.

- Ой… Мистер О’Хэнлон, вы её резать будете? - заволновалась хаффлпаффка.

- Не совсем, - успокаивающе улыбнулся волшебник. - Я же обещал, что никто не пострадает? Сделаем небольшую царапину - в научных целях. Пара взмахов палочкой - и пикси будет как новенькая.

Колдомедик сделал небольшой аккуратный надрез на плече пикси. Тут сразу несколько рук взметнулось вверх.

- Так, - догадываясь, что смущает ребят, волшебник улыбнулся и повернул голову к самой взволнованной студентке. - Мисс...

- Филлипс, - испуганные глаза заметались от пикси к шерфу. - Мистер Верес на прошлых занятиях говорил, что нож… то есть шерф, заколдован так, что не входит в тело. Получается, его можно расколдовать?

- Хорошее замечание, мисс Филлипс. А вы как думаете?

- Я думаю, эта магия на пикси не действует, - предположил юный волшебник за первой партой.

- Правильно думаете, пять баллов Рейвенкло за отличную мысль. Кто помнит, почему шерф не режет человеческое тело?

- На него нанесены руны.

- Всё верно, мисс Джонс. Вы честно заслужили пять баллов для Хаффлпаффа. Среди этих рун всегда есть та, которая обозначает человека. Вот почему на пикси эта защитная магия не действует.

Колдомедик снова вернулся к пикси. На линии пореза проступило небольшое количество крови.

- ТАрдо, - произнёс он, и капли крови исчезли. - Этим заклинанием можно остановить кровотечение. Здесь слишком просто, порез небольшой. Но чем сильнее кровотечение, тем большей концентрации требуется от целителя.

Самые внимательные студенты срочно записали услышанное. Остальные продолжили с любопытством наблюдать.

- А теперь - самое интересное. Заклинание, которым можно исцелять не только царапины, но и более глубокие раны - но только немагического характера. Да, для магических повреждений существует отдельное лечение.

Волшебник коснулся палочкой пореза на плече пикси.

- Фульгур Санитас!

Рана затянулась на глазах, не оставив и следа. Ученики обрадованно зашумели. Джеральд снова направил мел к доске, чтобы записать словесную формулу заклинания. 

- На первый взгляд - ничего сложного, но здесь тоже нужна хорошая концентрация. Только в этом случае мыслеформа, вложенная в магию, поможет ране затянуться. Поначалу у вас могут оставаться шрамы, но всё приходит с опытом.

- А можно попробовать?

- И даже нужно! Только будьте готовы, что сразу получится далеко не у всех.

 

Первой вызвалась Келли Моррис. Гриффиндорская храбрость подтолкнула студентку рискнуть попробовать свои силы. На плече пикси появился новый учебный надрез.

- Тер… ой… Тергео, - проступившие капли крови втянулись в палочку юной волшебницы. Кто-то прыснул от смеха.

- Тардо, - напомнил О’Хэнлон. - Это необязательно делать, здесь нет сильного кровотечения. Можно сразу заживлять.

Волшебница попробовала наложить заживляющие чары, но у неё ничего не получилось.

- Я немного боюсь вида крови, а попробовать всё равно хотелось, - призналась она, краснея и возвращаясь на своё место.

Ещё несколько учеников вызвались попробовать. У четверых ничего не получилось, только у двух заклинание дало небольшой результат. У шутника Хопкинса и девушки в синем галстуке раны затянулись лучше всех, хотя и оставили заметный след с коркой. Джеральд поощрил оба факультета дополнительными баллами и перевернул доску с домашним заданием. 

 

Домашнее задание:

1. На ваших глазах одноклассник получил ранение от треснувшей колбы и/или ожог от сваренного зелья. Какими будут ваши действия? Какие заклинания (в т.ч. не медицинские) и другие известные вам средства могут быть полезны в этом случае?
2. Перечислите знания по любым ранее изученным предметам, которые могут быть использованы в медицинских целях. Используйте примеры, в которых известные вам средства могут применяться.
3. Дополнительное задание: Небольшое сочинение-рассуждение о первой доцелительской помощи. Опишите, что вы можете сделать сами до прибытия колдомедиков, и чего вам делать не следует, учитывая возможный риск в случае неправильных действий.
Course: 
4.00